«В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро — миром, радостью и пространством сердца.
Здешнее же состояние наших душ предызображает будущее. Будущее будет продолжением настоящего состояния внутреннего, только в измененном виде»
Святитель Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн (Кронштадтский) (1829 — 1908), священник РПЦ, митрофорный протоиерей; настоятель Андреевского собора в Кронштадте; член Святейшего правительствующего синода с 1906 года. Проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель.
«В описаниях момента отделения души от тела тоже очень много общего.
… в новом состоянии человек чувствует себя очень хорошо. Человек, ушедший из этой жизни, чувствует себя лучше, чем в теле. И очень многие говорили именно о том, как им не хотелось возвращаться в свое тело.
… у людей, прошедших через внетелесный опыт, речь идет уже не о вере, но об уверенности. И они, продолжая свою земную жизнь, уже больше не боятся смерти.»
Архимандрит Иустин (Попович) (1894 — 1979), священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия. Канонизирован в 2010 году в лике преподобных. Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».
«Участь праведников и грешников после Страшного Суда»
«Степень, сила, полнота участия в вечном блаженстве будут сообразны полноте, силе, степени духовного роста каждого праведника, как пишет об этом святой апостол Павел: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1Кор.15:41–42)».
Архиепископ Георгий (Орлов) (1840-1912), епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Астраханский и Енотаевский.
«Как встречает свою смерть праведник и грешник»
«На земле нечестивые и праведные обыкновенно живут смешанно между собой, подобно тому как на ниве вместе с пшеницей растут и плевелы, так что иногда трудно бывает и различать их. По крайней мере, внешнее различие нечестивых и праведных редко усматривается: первые по наружности кажутся такими же, как и последние…»
Митрополит Антоний (Храповицкий) (1863–1936), епископ Православной Российской Церкви; с 30 мая 1918 года митрополит Киевский и Галицкий; впоследствии, после Гражданской войны в России, первый по времени председатель Архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей, богослов, философ.
«О жизни после смерти. Участь праведников и грешников. Загробная жизнь и вечность мучений»
«Но возможно ли представить себе такое ожесточение в злобе, которое не образумилось бы при открытии судов Божиих, при посрамлении царства дьявольского? – Зачем спрашивать о возможности того, что уже имело место в действительности? – Наше будущее предстание Лицу Господню надо всегда уподоблять тому, как приняли люди здесь явившегося Господа и жившего среди них: добрые радостно познали Его, борющиеся между добром и злом признали Его с внутреннею борьбой и мучением…»
Митрополит Афанасий (Лимассольский) (1959), епископ Кипрской Православной Церкви, проедр (председатель) Амафунтский и Курийский.
«Что происходит с человеком после смерти?»
«Святые отцы говорят, что человек имеет силы души, и вот в тот момент, когда человек подходит к границе своего существования, активизируются эти силы души и люди действительно могут видеть и духов, и лукавых бесов, и многое другое. Весь этот опыт происходит в момент смерти. И это не выдумка, а реальность…»
Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.
«Душа же благочестивого человека, принесшего покаяние в своих грехах, в час разрешения от тела «с Ангелами мира несется выше всех темных полчищ, потому что такая душа некоторым образом окрылена бывает духовной любовью».
Иеросхимонах Сергий (Четвериков) (1867-1947), российский православный священнослужитель протоиерей (с 1942 года — иеромонах), деятель русской эмиграции. Автор многочисленных статей и книг.
«Посмертная жизнь человека – от гроба до всеобщего воскресения отличается и от его земной жизни, и от той жизни, которая наступит после всеобщего воскресения. От земной жизни она отличается тем, что человек в этот период времени живет, не имея тела. Земное свое тело он оставил, умирая, а воскресшего же тела еще не получил».
Алексей Ильич Осипов (1938), православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, православный катехизатор.
«Поразительные свидетельства мы находим повсюду, где только остались литературные источники. И для всех них по крайней мере один факт был неоспорим: личность после смерти живет. Личность неуничтожима!»
Петр Калиновский (Истомин) (1906-2003), доктор медицинских наук, хирург. Автор бестселлера «Переход, последняя болезнь, смерть и после».
«Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление». Эти слова архиепископа Луки говорят о самом главном – что дает человеку жизнь на земле».