«Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7:39)
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), епископ Русской Православной Церкви. Богослов и проповедник. Прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей на Поместном соборе 1988 года.
«Размышление о смерти. Память смертная»
«Хочешь ли помнить смерть? Сохраняй строгую умеренность в пище, одежде, во всех домашних принадлежностях; наблюдай, чтоб предметы нужды не переходили в предметы роскоши, поучайся в Законе Божием день и ночь, или по возможности часто – и воспомнится тебе смерть».
Митрополит Антоний Сурожский (1914-2003), архиепископ Великобритании и Ирландии, Патриарший экзарх Западной Европы, почётный доктор наук, один из известнейших православных миссионеров XX века.
«Память смертная и ценность жизни»
«Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг – единственный для нас»
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«В. С. Соловьев предлагает ушедших с земли и не подготовленных к смерти тела называть не «покойниками», а «беспокойниками», так как при неподготовленности души к переходу в вечность она будет испытывать при переходе сильнейшее беспокойство, а может быть, страх и ужас».
Василиадис Николаос (1927), профессор Афинского университета, греческий богослов, проповедник и публицист. Автор работ по библеистике, богословию, церковной и национальной истории, апологетике, нравственным проблемам.
«Вспомним о смерти. Память смерти совмещает в себе многие добродетели»
«Конечно, люди, далекие от Христа, не верующие в загробную жизнь, обычно страшатся, помышляя о смерти. Они предаются развлечениям, пирам и кутежам по слову: будем есть и пить, ибо завтра умрем (Ис.22:13). Этим способом они стараются забыть о том, что существует смерть!… Все эти речи, которые часто можно слышать, о продлении жизни, о скорой победе над смертью, все усилия многих обезопасить себя являются мучительными попытками спастись от ощущения беззащитности. Ибо преизобилие греха приводит современных людей к состоянию неуверенности, и они упрямо отказываются вступить в диалог со смертью».