«Земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение небесных…»
Ангельское Откровение преподобному Макарию Александрийскому о 3, 9, 40 днях после смерти тела
Мытарства: учение святых отцов и богослужебно-молитвенный опыт Церкви
Архимандрит Плакида (Дезей), (1926—2018) — священнослужитель Константинопольской Православной Церкви, основатель, игумен и духовник двух подворий афонского монастыря Симонопетра во Франции. Известный православный патролог и богослов, переводчик библейских, святоотеческих и богослужебных текстов на современный французский язык.
«Жизнь после смерти. Первые 40 дней. Мытарства»
«Итак, в течение сорока дней, пока не будет определено, в каком состоянии до Второго пришествия должна временно пребывать душа усопшего, демоны показывают все, что смогла совершить она греховного за свою земную жизнь; единственное, что ей может помочь тогда – это покаяние, принесенное ею при жизни в тех грехах, в коих ее обвиняют, добрые дела, которые она творила, живя на земле, и заступничество Церкви и святых».
Архимандрит Лазарь (Абашидзе) (1959 — 2018), священнослужитель Грузинской Православной Церкви, иконописец, духовный писатель, публицист, основатель монастыря Воскресения Христова.
«Рассказ о мытарствах преподобной Феодоры Цареградской»
«Думаем, что каждый кающийся христианин найдет в этом рассказе огромную пользу для себя, со страхом вдумается в то, что ждет его после упокоения, и возжелает, пока есть время, трезво переоценить свою жизнь, свои поступки, слова, мысли, скорее исповедовать все греховное без утайки, отвергнув нерешительность».
Протоиерей Григорий (Дьяченко) (1850 — 1903), священнослужитель Русской Православной Церкви, богослов.
«Тайная жизнь души после телесной смерти. Мытарства (частный суд по смерти)»
«Православная церковь учит, что душа человека по разлучении с телом приводится к Богу на суд, который, в отличие от всеобщего, последнего суда, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом всего мира и имеет целью определить участь души не на целую вечность, как суд последний, а только до всеобщего воскресения. А что этот суд действительно будет происходить, мы уверяемся из Священного писания. Апостол Павел сказал: людям положено однажды умереть, а потом суд».
Протоиерей Олег (Стеняев) (1961), священник Русской Православной Церкви, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия.
«Подробный комментарий двадцати мытарств»
«Обычно я говорю своим прихожанам: как умрете, нечего три дня бродить по памятным местам мирской жизни или слоняться рядом с собственным мертвым телом. Воспользуйтесь возможностью души перемещаться с быстротой мысли – и отправляйтесь в посмертное паломничество в Иерусалим, проведите три дня у Гроба Господня, естественно, совершенно бесплатно».
Алексей Ильич Осипов (1938), православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, православный катехизатор.
«Что происходит с душой человека в первые сорок дней после смерти и что такое мытарства?
«Но мытарства не есть что-то неизбежное. Их миновал (по слову Христа: ныне же будешь со Мною в раю — Лк 23:43) Благоразумный разбойник, так же восходили на небо души святых. И любой христианин, живущий по совести и искренне кающийся, освобождается благодаря Жертве Христовой, от этого «экзамена».
Петр Калиновский (Истомин) (1906-2003), доктор медицинских наук, хирург. Автор бестселлера «Переход, последняя болезнь, смерть и после».
«Видимо, просмотр своей земной жизни, о котором рассказывают умершие и возвращенные к жизни люди, это и есть частный суд. По сути, это не суд, а самооценка своей жизни на земле, помощь Господа душе, вступающей во вторую часть своей жизни, в жизнь бестелесную».