Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24). Толкование.

Господь говорит о том, что послушный Его слову, то есть исполняющий в своей жизни евангельское учение и верующий в то, что Бог послал на землю Своего Сына Иисуса Христа Искупителя мира, уже имеет в себе залог спасения – то оправдание благодатью, которое раскроется на суде. Можно сказать, что праведник приходит не на суд, а переходит через суд в вечную жизнь, но суд нужен для него, не для того, чтобы его судить, а чтобы ему открылась глубина милосердия Божия. С другой стороны, в первом псалме написано: «Не восстанут нечестивые на суд» (Пс. 1:5) – в том смысле, что они уже до суда осуждены и отлучены от Бога своим нечестием, и суд для них будет приговором. Но и для них суд нужен в том смысле, что они увидят себя такими, какими они есть на самом деле, увидят, что они виновники в своей гибели.

Архимандрит Рафаил (Карелин) 

 

Воскрешение мертвых Христос отчасти совершает уже и теперь. Есть немало людей мертвых духовно (Мф.8:22; Откр.3:1). О них Христос и ранее говорил, что Он послан оживлять их (Ин.3:14–18, 4:10-14:12). Теперь же Христос говорит, что они не только в переносном смысле мертвы, а на самом деле пребывают в состоянии смерти и только тогда могут восстать от этого смертного сна, когда уверуют во Христа, пойдут за Ним.

Очевидно, что Христос не полагает различия между телесной и духовной смертью: ненормальное душевное и физическое состояние – такое же, в какое повергает человека и телесная смерть. С другой стороны, и вечной жизнью уже здесь, на земле, обладает тот, кто принял с верой учение Христа, и такую жизнь этот человек сохраняет уже навсегда (ср. Ин.4:14, 36). Из области смерти человек таким образом переходит в область жизни, а в силу этого освобождается и от всякого суда («на суд» – εἰς κρίσιν, без артикля) и от того суда, который навлекает на себя сам неверующий своим неверием (Ин.3:18), и от суда последнего, которому подвергнется все человечество по воскресении мертвых (стих 29). Впрочем, освобождение от последнего суда нельзя понимать как совершенное освобождение от обязанности являться на последний страшный суд. Нет, все люди, и верующие в том числе, будут судимы (Мф.25:33–34), но для праведников, верующих во Христа, этот суд не будет иметь такого ужасающего значения, какое он будет иметь для неверующих (2Тим.4:8).

Лопухин А.П.