«Молитва за ушедших с этой земли очищает и сердце самого молящегося от всех ненужных осадков в отношении этих усопших. Молитва за живущих на земле может быть и корыстна, и своевольна. Молитва же за усопших такой не бывает, она всегда источает небесную, очищенную любовь, истинный воздух вечности».
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Монах Митрофан (в миру Василий Николаевич Алексеев) (1825 — 1888). Образование получил в Санкт-Петербургском университете. Подвизался в Коневском Рождество-Богородичном монастыре.
«Бессмертная любовь есть основание молитвы вообще и заупокойной в частности. Пределы любви, определенные Господом – полагать души свои за ближних, и высокое сочувствие живых состоянию душ, нас любивших и теперь еще любящих, но отделенных от нас переходом в загробный мир. Любовь производит в душе прежде всего молитву как принадлежность человеческого духа».
«Не всех живых ходатайство полезно умершим, и не всем умершим полезно ходатайство живых»
«Блаженный Августин пишет, что «умершие, недостойные ходатайства живых, не получают никакого облегчения в загробной жизни от молитв, милостыни приносимой и даже от самой божественной литургии, за них совершаемой живыми». Кто же эти недостойные? Какого рода эти грешники?»
«Польза живым от молитвы за умерших. Своевременность молитвы за умерших»
«Молитвы за умерших располагают души живых к исполнению заповеди Христовой – готовиться к исходу во всякий час. Кто сам приготовляется к исходу постоянно, тому смерть становится не ужасной, а радостной, как переход к покою, обещанному Господом. Исход, осененный верою в Иисуса Христа, радостен, ибо полон надежды на радостную встречу со своими близкими, для спасения которых было употреблено все зависящее от нас. Вот как велика польза от этих молитв для живых!»
Игумен Владимир (Маслов) (1953). В 1976 г. закончил физический факультет МГУ, кафедру биофизики. В 1989 г. пришел в Церковь, и в 1993 г. был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. Два года служил в Тихвинском храме г. Троицка, а затем был переведен в штат Свято-Екатерининского мужского монастыря. В 2003 г. возведен в сан игумена. В этом же году поступил учиться в Московскую Духовную Семинарию и в 2008 г. ее окончил. Автор книги «Жатвы много…».
«О жизни после смерти и о необходимости помощи душе покойного»
«Что мы можем сделать для души ушедшего в другой мир? Здесь, в реальной жизни, дополнить его жизнь. Сделать что-то ради него. И эта помощь отразится, на его жизни там. Если ради умершего творится милостыня, милосердие, то это как-будто, он сделал сам, в этой жизни. Ему это воздастся. Можно причаститься, ради близкого ушедшего, изменить себя, пойти к Богу. Души близких связаны с нашими душами».
Протоиерей Павел Гумеров (1974), священник Русской Православной Церкви, писатель.
«Слово утешения. Зачем нужны молитвы об усопших?»
«Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».
Алексей Ильич Осипов (1938), православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия. Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, православный катехизатор.
«Как правильно молиться об усопших?»
«Очень часто родные покойного ограничиваются только внешней стороной поминовения: заказывают отпевание, литургию, панихиды, сорокоусты, подают заупокойные записки, ставят свечи, дают деньги в монастыри, в храмы и т.д., а если много денег – то хоть и во все монастыри и храмы, всем батюшкам и матушкам! И считают, что делают всё необходимое. Однако это – глубокое заблуждение!»