Архимандрит Иустин (Попович) (1894 — 1979), священнослужитель Сербской Православной Церкви, доктор богословия. Канонизирован в 2010 году в лике преподобных. Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых».
«Церковь яснее всего выражает себя, свои Богочеловеческие истины через молитву…»
«Православная Церковь обладает святой тайной и святой силой молитвы и знает ее. Поэтому молитвенная, Богочеловеческая мысль Церкви многообразно и богомудро описывает жизнь наших душ в загробном мире. Делает она это в своих заупокойных службах, молитвах, канонах, парастасах, поминовениях, святых Литургиях».
Митрополит Иларион (Алфеев) (1966), архиерей Русской православной церкви, митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, патролог, церковный историк, композитор и педагог.
«Особые случаи заупокойного поминовения: инославные и самоубийцы»
«Мы веруем, что наша молитва может оказывать умершим великую помощь. Истинное Православие, говорится там же, дышит не «корпоративным» духом, а духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви».
Монах Митрофан (в миру Василий Николаевич Алексеев) (1825 — 1888). Образование получил в Санкт-Петербургском университете. Подвизался в Коневском Рождество-Богородичном монастыре.
«Поминовение усопших на Литургии»
«Милостыня в память об усопшем»
«Литургия за умерших – самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божьей. Можно ли не ожидать прощения и отрады преступнику, если ходатайствует Сам Сын Царев? С несомненной надеждой и упованием надобно ожидать, что всем усопшим отцам, братьям и сестрам нашим о Господе, за которых приносится бескровная жертва, этим самым приношением заглаживаются грехи, и они получают возможность переходить в лучшее состояние».
Протопресвитер Александр (Шмеман) (1921-1983), священнослужитель Православной Церкви в Америке, богослов.
«Что значит поминовение усопших?»
«За каждым именем, мне неизвестным, стоит сотворенная Богом жизнь – человек, облеченный в несказанную красоту и призванный к вечной жизни; произнося его имя, я как священник, как Церковь, я «во Христе» имею власть вызвать его обратно к жизни, в восхитительный и чудесный свет Христов, вновь и вновь вводя его в бессмертную жизнь Христа, которой мы причащаемся за Евхаристией»
Протоиерей Валентин (Мордасов) (1930–1998), священник Русской Православной Церкви. Псковский старец, проповедник, духовный писатель.
«Поминовение умерших. Как молиться в дни поминовения»
«По установлению Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст), и особенно – в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное».
Игумен Филарет (Пряшников) (1978), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, аспирант кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, теолог, писатель.
«Как смириться со смертью близкого человека?»
«В жизни мы любили своих близких, заботились о своих знакомых, об отце, матери, детях. Если теряем их в этой жизни, неужели эта любовь прекращается? Конечно же, нет. Апостол Павел ясно нам говорит, что любовь не прекращается, не останавливается, ее никак нельзя ограничить…»
Иерей Стефан Домусчи (1984), священник Русской Православной Церкви, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова.
«11 вопросов о поминовении усопших»
«Никакого культа предков, которые охраняют, оберегают, в христианстве нет и в помине — это характерно для многих языческих верований, встречающихся и сегодня. В христианстве есть уважение к предкам, есть молитва за них, но понятия о том, что они охраняют живых, конечно, нет. Помогать своими молитвами, как я уже сказал, усопший может, если он был благочестивым христианином, верным членом Церкви, его любовь не покидает близких, хотя он уже покинул этот мир. Но, конечно, человек не становится никаким ангелом-хранителем».
Василиадис Николаос (1927), профессор Афинского университета, греческий богослов, проповедник и публицист. Автор работ по библеистике, богословию, церковной и национальной истории, апологетике, нравственным проблемам.
«Приносят ли пользу поминовения усопших?»
«Поминовение как таковое, это именно поминание усопших священником во время Божественной литургии сразу же после освящения Честных Даров. Но многие не знают об этом, полагая, что поминовение – это только краткое последование, совершающееся после Божественной литургии. Поэтому, к сожалению, они и приходят ко времени его совершения, не присутствуя на Божественной литургии!»
Вячеслав Пономарев (1967), православный писатель, заместитель главного редактора по богослужебной и святоотеческой литературе в издательстве «Даниловский благовестник».
«Литургийное поминовение усопших – самое значимое из всех существующих»
«Поминовение усопших на проскомидии и после освящения Даров по своей значимости, силе и действенности несравненно выше, чем любые другие молитвы, панихиды или какие-то благочестивые подвиги, совершаемые в память умерших
Поминовение усопших считается необходимой частью не только храмового богослужения, но и домашнего молитвенного правила. Это наш долг перед усопшими, доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва в дни памяти умерших, если невозможно было помянуть их в храме».