«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях…»
Митрополит Антоний (Сурожский) (1914-2003), архиепископ Великобритании и Ирландии, Патриарший экзарх Западной Европы (1965-1974), почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999), один из известнейших православных миссионеров XX века.
«Большинство детей, во всяком случае мальчиков, в какой-то период жизни играют в войну. “Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!”. И ребенок падает, и знает в своих чувствах, хотя и изнутри защищенности игры, что он мертв; для него это означает, что он не имеет права участвовать в игре, бегать, не вправе шевельнуться. Он так и должен лежать. Вокруг него продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: “Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!” Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре, он защищен игровой ситуацией».
Архимандрит Виктор (Мамонтов) (1938-2016), священнослужитель РПЦ, настоятель Свято-Евфросиньевского храма в Карсаве. Кандидат филологических наук, доцент, автор нескольких книг и многочисленных статей по истории Русской Православной Церкви.
«Знакомство детей со смертью и Воскресением»
«Очень непросто рассказывать детям о Воскресении Христовом. Можно рассказать малышам почти как сказку – и они поверят! Они всему, что рассказывают им взрослые, да еще те, кого они любят, верят. Но страшно, что Воскресение займет в их сознании то же место, что Дед Мороз и Снегурочка, Баба Яга и Кащей, как любая хорошая сказка. Тем более, что в сказках погибшие герои нередко оживают. Но потом, в более старшем возрасте, уйдут в область сказочного, выдуманного, Дед Мороз и другие любимые персонажи, а вмести с ними и Христос, Его Воскресение».
Протоиерей Владимир (Шутов), настоятель храма во имя Царственных страстотерпцев в селе Александро-Калиново на Донбассе, отец четверых детей.
«Не нужно проявлять поспешность, горячность в таких вопросах. Как и излишнюю строгость, жесткость: «Так, иди сюда. Ты уже взрослый, и я тебе расскажу, что все люди умирают. Их кладут в землю, закапывают, и их съедают черви». Так нельзя!»
Шефов Сергей Александрович (1970), психолог-консультант Молодежного центра г. Владимира, старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии ВГГУ. Психолог высшей квалификационной категории. Автор книги «Психология горя».
«О целесообразности участия детей в траурных мероприятиях»
«Относительно участия детей в похоронах обычно не ставят каких-либо строгих возрастных ограничений. Считается, что уже с возраста двух с половиной лет дети способны понять идею прощания. При этом можно предложить ребенку попрощаться с умершим каким-нибудь особенным способом — например, поместить в гроб памятный подарок: рисунок, письмо или цветок».
«Дети спрашивают о смерти» — ответы священника с послесловием для родителей.